Понятие цены
Понятие цены. Цена — ключевое понятие в рыночной экономике. В статье рассмотрены границы, в которых может быть установлена цена, рассмотрены факторы, влияющие на величину цены, определены основные элементы ценовой политики предприятия. |
|
Цена — одно из центральных понятий в экономике предприятия, работающего в условиях рынка. В общем виде, цена — это денежное выражение стоимости товара. Умение правильно понимать и использовать это центральное понятие, во многом определяет финансовый и коммерческий успех организации.
Цена на товар находится в определенных «рамках». Максимальная цена определяется наличием каких-либо уникальных особенностей или свойств товара. Минимальная цена в редких случаях может быть ниже себестоимости продукции. Цены конкурентов определяют средний уровень цен. Факторы, которые определяют величину цены, учитываются примерно в следующей последовательности:
- себестоимость продукции (включая сборы и пошлины);
- цены конкурентов;
- цены товаров-заменителей;
- величина спроса;
- транспортные издержки;
- реклама и другие элементы стимулирования сбыта и продвижения товара.
Цена меняется на протяжении жизненного цикла продукта. На начальной стадии она может быть очень высокой, на заключительной — на уровне себестоимости, несмотря на все усилия в области продвижения и модернизации товара. На смену жизненных циклов продукции цена может сыграть определяющую роль — обеспечить либо максимально возможную, либо нулевую длительность цикла и соответственно либо прибыли, либо убытки компании.
На цену влияет множество внешних факторов: мода, время года, экономические и политические события, погода и много другое. Эти факторы определяют дифференциацию цен. Многие из факторов имеют вероятностный характер, поэтому установление постоянных цен, или определение устойчивых тенденций в изменении цены невозможно.
Для учета множество факторов, каждое предприятие разрабатывает собственную ценовую политику. Основными элементами ценовой политики являются:
- место цены среди других факторов конкурентной борьбы;
- применение обоснованных методов расчета цены;
- порядок установления цен;
- выбор ценовой стратегии: лидерство или следование за лидером;
- политика в области новых цен;
- зависимость цен от стадий жизненного цикла товаров;
- политика в области дифференциации цен;
Таким образом, к цене следует относиться как к очень тонкому механизму регулирования рынка, в котором принцип «золотой середины» чрезвычайно важен для любого предприятия.
Оставить комментарий