Факторы влияющие на систему бюджетирования на предприятии

Факторы влияющие на систему бюджетирования на предприяти

Факторы влияющие на систему бюджетирования на предприяти. В статье рассмотрены основные факторы влияющие на систему бюджетирования на предприятии: масштаб предприятия, готовность сотрудников организации, традиции предприятия, особенности функционирования компании.


Внутрифирменная система бюджетирования зависит от целого ряда факторов. Рассмотрим основные факторы:

  1. Масштаб организации. Система внутрифирменного планирования у столярного цеха и мебельной фабрики будут отличаться, хотя они могут выпускать одну и ту же продукцию. Чем больше организация, чем сложнее у нее организационная структура, тем более необходима координация работы между ее подразделениями. Невозможно организовать слаженную работу крупного предприятия без формализованной системы обмена плановой и фактической информацией между различными центрами ответственности. Поэтому, по мере развития предприятия, происходит, вначале появление, а затем происходит формализация системы планирования, появляются регламенты, процедуры, пишутся положения, т.е. происходит документарное оформления системы бюджетирования.
  2. Готовность персонала организации к работе в системе бюджетирования, и прежде всего готовность руководителей предприятия. Пока руководители предприятия не осознают, что внедрение системы бюджетов жизненно необходимо для предприятия, бюджетирования не будет. В современных условиях, когда почти все предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, нет единых и обязательных стандартов по планированию деятельности, и не кто не заставляет предприятие планировать. Между тем, по мере развития компании, обязательно наступает такой момент, когда остро проявляется необходимость в финансовом или ином планировании, которое будет определять направления деятельности всего предприятия на определенный период. Возникает необходимость внедрения процедур информационного обмена и поддержания его в актуальном состоянии. Вот в этот момент бюджет обретает форму настоящего документа. Вместе с форматами создаются структуры или подразделения, ответственные за планирование и бюджетирование, распределяется ответственность за разработку и выполнение бюджетов. Кроме того, необходимо понимать, что в короткий срок времени, начав с нуля, невозможно наладить и внедрить полную систему бюджетов. На это потребуется дополнительное рабочее время, а соответственно дополнительные затраты.
  3. Традиции предприятия. Системы бюджетирования, во многом зависит от стиля управления сложившегося в компании. На предприятии с традициями участия работников в управлении, система бюджетирования менее формализована, чем на предприятиях с авторитарным стилем управления.
  4. Особенности функционирования предприятия: особенности производственного процесса, особенности применяемых технологий, месторасположении компании и многое другое. Очевидно, что планирование на предприятии, выпускающем уникальную единичную продукцию, будет отличаться от планирования на предприятии с массовым или серийным производством.


Оставить комментарий