Проверка цены, предлагаемой поставщиком

Вопрос: Роман! Добрый день! Спасибо, случайно наткнулась на Ваш сайт, и он меня заинтересовал, т.к. наиболее приближен к практическим вопросам.

У меня есть вопрос, на который на сегодня, в общем-то, не с кем проконсультироваться (надеюсь, Вы мне поможете):)). Я работаю экономистом в одной торговой компании, но опыта связанного с производством, калькулированием себестоимости практически нет. Последнее время поставщики поднимают цены, объясняют повышение увеличением цен на материалы, налоги и пр. Но без расчетов понятно, что увеличение, которое предлагает поставщик необоснованно.

Я с  моим небольшим опытом по этой части вижу свои действия следующими:

  1. Предоставление калькуляции себестоимости   единицы изделия для старой цены и для новой. Но знаю, что калькуляции бывают разными (плановые, фактические и т.д.). Какую они должны предоставить? Из калькуляции я могу увидеть по какой статье и насколько прошло увеличение (если говорят, что выросли налоги, то по статье ФОТ должно быть увеличение, но не более чем произошло изменение ставки с 2010 к 2011, да и то оно должна быть меньше, т.к. есть шкала регрессии и т.д., также изменение по стоимости материалов, тарифов). Наверно, даже есть калькуляция хотя бы старой цены, то можно в общих чертах предположить увеличение с учетом  доли каждой статьи в общей себестоимости.
  2. Также если мы увеличили объем закупок, то, как я понимаю, для производства увеличение объемов ведет к уменьшению цены, что также можно предъявить поставщику. Но понимаю, что калькуляция себестоимости единицы изделия формируется из расчета производства  какого-то определенного объема. Тогда как проверить?
  3. Предоставление ф.№2 и 1 и их анализ. Проанализировать ф.№ 2 на предмет увеличения оборотов (выручки) за 2 года, расходов, размера чистой прибыли. Посмотреть баланс, но не знаю, насколько он может помочь при анализе цены, но, наверно, не помешает.

Поставщик, конечно, может не предоставлять всех этих данных, но если заинтересован, то, думаю, он нам их даст.

Можете ли вы прокомментировать мои рассуждения, и м.б. подскажите что-нибудь по этой теме. Я всегда занималась бюджетами и отчетностью, но на сегодня необходимо рассматривать и эти вопросы, но практики работы на производстве нет и я просто “плаваю” в этих вопросах.

Заранее благодарю и жду Вашего ответа.
С уважением, Ольга.

Ответ: Добрый день Ольга! Спасибо за интерес к сайту.


Если Вы желаете проанализировать калькуляцию поставщика, то необходимо у них запросить фактические калькуляции с обоснованием старой и новой цены и там проверить по каким статьям произошло увеличение. Если предприятие производственное, то как правило, значительный удельный вес имеют материалы для изготовления.

Если увеличение из-за цены материалов, можно проверить из доступных источников цену на этот материал. Здесь надо помнить, что реальная цена приобретения материалов, может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону. В большую сторону - это когда для привлечения потребителей публикуется низкие цены, но за эту цену трудно купить, так как качество не то, или нет нужного количества; зачастую, цена приобретения материалов ниже заявленной, так как есть скидка за объем и скидка по условиям оплаты.

Если изменились нормы расхода материалов, то надо попросить поставщиков это прокомментировать. Возможно здесь дело в качестве сырья.

Далее идут затраты на оплату труда, здесь Вы правы , надо посмотреть чтобы увеличение было не более, чем изменение ставки налога, но и необходимо учесть, что возможно некоторое увеличение заработной платы работников.

Потом идут постоянные расходы, и, как правило, все увеличение заложено именно на эти статьи. А разобраться что там - это надо провести аудит предприятия… И анализ баланса и формы № 2 в этом деле не помогут, хотя и не помешают.

Вообще-то, к проблеме увеличения цен поставщиков мне кажется надо подходить с другой стороны. Надо взять предложения от нескольких поставщиков и выбрать оптимальное предложение с точки зрения цены, качества продукта, условий поставки, условий расчетов и вести с другими поставщиками переговоры отталкиваясь от этих условий.

А проверка калькуляций будет результативной только в одном случае: Вы очень крупный покупатель, который будет покупать у поставщика более 15-20% их продукции, т.е. производитель больше Вас заинтересован в сотрудничестве. В этом случае указав на несоответствия можно добиться снижения цены.



Оставить комментарий