Бюджетирование и информационные потоки
Бюджетирование и информационные потоки. Информационные потоки на предприятии могут быть организованы двумя способами: «снизу вверх» или «сверху вниз». В системе бюджетирования применяется комбинация этих способов, но с доминированием информационного потока «сверху вниз». |
|
Система бюджетов на предприятии предполагает передачу информации между подразделениями. В большинстве организаций, традиционно сложилось так, что основными будут вертикальные информационные потоки. Эти информационные потоки могут быть организованы или «снизу вверх» или «сверху вниз».
Для формирования бюджетов, необходима информация, которая известна исполнителям, и чтобы получить ее, в процессе бюджетирования необходимо организовать информационные потоки «снизу вверх». С другой стороны, руководство компании лучше знает о положение дел в компании, видит ее перспективы и возможности для развития. И для того чтобы, при формировании бюджетов были учтены эти сведения, необходимо организовать информационные потоки «сверху вниз».
У каждого по отдельности информационного потока есть свои достоинства и недостатки. Например, бюджетный процесс, основанный на движении информации «снизу вверх» способствует вовлечению в процесс бюджетирования специалистов и руководителей низшего звена, и такой бюджет получается более приближенным к реальности. Хотя с другой стороны, когда система бюджетов построена на информации «снизу вверх» появляется бюджетный зазор. Зачастую исполнители на местах намеренно увеличивают свои затраты и уменьшают доходы. Делается это для того, чтобы в случае корректировки бюджета на вышестоящих уровнях, бюджетные показатели были выполнены. Еще существенным недостатком бюджетного процесса, организованного «снизу вверх» является необходимость согласования бюджетных показателей между различными подразделениями. На это согласование может уходить масса времени. Согласование же показателей при системе «сверху вниз» требует гораздо меньше времени.
На практике, как правило, система бюджетов выстраивается «сверху вниз», но при этом есть ограниченное участие специалистов и руководителей низшего звена. Бюджет формируется руководством предприятия, а реальность его выполнения рассматривается на более низком уровне. После рассмотрения на нижних уровнях управления происходит корректировка бюджета.
Оставить комментарий