Вопрос по заработной плате на мебельном производстве

Вопрос № 1. Здравствуйте, Роман !

В сети наткнулся на Ваш сайт и решил осмелится обратиться непосредственно к Вам. Вдруг поможете. Суть проблемы заключается в следующем: наше, небольшое предприятие на рынке мебели уже 12 лет. Я являюсь его основателем. В нашем городе, Великий Новгород, конкуренция на данном рынке очень жесткая. На 220 тысяч жителей, приходится более двухсот производителей официальных, плюс “гаражники” и торговля готовой мебели в магазинах города, не Новгородского производства.


Все фирмы в городе, за исключением двух-трех, имеют небольшой штат. Максимум 10-20 человек. Есть и меньше. Бухгалтера у всех приходящие, и то не у всех. Более половины, вообще ничего о них не знают. Про экономистов я вообще молчу. Их просто нет.

Расчет ЗП, во всех фирмах и это точно известно, происходит следующим образом: ЗП=Стоимость готового изделия*%. Процент в фирмах города колеблется от 10% до 20%. Это чисто в цеху. Ну плюс еще дизайнеры и установщики. То есть, если кухонный гарнитур стоит 100 тысяч рублей, то ЗП, для цеха, составит от десяти до двадцати тысяч рублей. У нас следующие проценты, так же от стоимости изделия: 12% - цех, те кто непосредственно производит продукцию; 5% - установщики, те кто непосредственно устанавливает мебель у заказчика и 3% дизайнеру. Получается 20% от стоимости изделия. ЗП у наших работников высокие. Парадокс заключается в следующем, я стоял, практически, у истоков мебельного бизнеса в нашем городе. На момент открытия, в городе работало 5-6 серьезных фирм. Все последующие фирмы, открывались на моих глазах и почти всех я знаю лично. Многим помогал. И как говорят многие работники, что в некоторых фирмах процент на ЗП еще выше. Но почему то, те кто позже меня открылся, уже имеют кучу квартир и дорогие машины (я не завидую) и покупают все за наличку, а у нас любая , более-менее, дорогая покупка, не обходится без кредита. И самое интересное, где в фирмах процент выше, ЗП меньше, чем у наших работников, а цена готовой продукции, примерно, в городе одинаковая. Я ничего не понимаю. Я являюсь очень честным работодателем и ЗП плачу честно, как и положено. Но у меня, неполное высшее образование маркетолога и из курса по экономики, я четко запомнил, что ЗП не должна расти пропорционально удорожания продукции. А у нас все происходит с точностью до наоборот. Если материал в закупе подорожал, то, соответственно, подорожал конечный готовый продукт и выросла ЗП.

Помогите ,пожалуйста ,мне разобраться в моей проблеме.

Очень жду от Вас ответа. Дмитрий.


Ответ № 1. Добрый день Дмитрий.

Что бы ответить на Ваш вопрос, поясните пожалуйста, а каким образом Вы формируете цену на изделие? Роман


Вопрос № 2. Добрый день, Роман.

Сама формула расчета стоимости изделия, была разработана еще 12 лет назад. В программе Excel, была создана таблица с формулами, куда были внесены, все комплектующие, используемые при производстве нашей продукции. Предварительно был высчитан средний коэффициент при раскрое материала, а также расход кромочного материала и была получена себестоимость 1 м/кв ДСП. Все комплектующие, которые внесены в нашу таблицу, вбиты по максимальным закупочным ценам. В основном закупаем фурнитуру и материал дешевле, чем цены внесенные в таблицу. Как говорится — страховка.

При формировании заказа, все материалы, которые должны быть использованы при выполнении заказа, отмечаются в нашей таблице, в нужном количестве и метраже. Далее, полученная цена материалов, умножается на определенный коэффициент. В нашем случае, это 2,3. Так и формируется конечная цена для заказчика.

Когда эта таблица разрабатывалась, то я не стал задумываться об аренде, электроэнергии, транспортных и иных накладных расходах. На то время они были не столь велики, как сейчас, и этого коэффициента с лихвой хватало на покрытие всех расходов и на развитие. Долгое время, эта таблица себя оправдывала. Но времена менялись. Росла стоимость материалов, аренды и прочих расходов. Стоимость, подорожавших материалов, вносилась в таблицу. Соответственно, дорожала готовая продукция и вырастала зарплата.

Когда рынок перенасытился и конкуренция стала более жесткой, особенно в ценовой политике, нам с этой таблицей стало не очень хорошо работать. Мы и сейчас с ней работаем, так как, я не могу найти правильное экономически обоснованное, формирования цены и зарплаты.

Мы работаем честно. Платим налоги, проводим рекламные компании. Но есть много “гаражников”, у которых этих расходов вообще нет !!! И цену они дают уже, процентов на 10 ниже. А сами понимаете, от 100 т. руб., 10т. руб - это большая сумма. Вот, как то так. Дмитрий



Ответ №2. Добрый день Дмитрий!

В принципе в Вашем письме содержатся ответы на Ваши вопросы.

Рассмотрим пример. По табличке в Excel Вы посчитали стоимость материала, фурнитуру, комплектующих и получилось например 43 тыс. руб. Умножили на 2,3 получается 100 тыс. руб. - Это стоимость заказа. Из стоимости заказа 100*0,2 = 20 тыс. заработная плата. Итого прямых расходов: 43+20=63 тыс. руб. Маржинальный доход с этого заказа 100-63=37 тыс. руб. Предположим таких заказов 10 шт в месяц, общая сумма маржинального дохода 37*10=370 тыс. Это те деньги, с которых Вы должны оплатить аренду, электроэнергию, налоги, бухгалтерское обслуживание, разместить рекламу и оставшаяся сумма это Ваша прибыль.

Как эту прибыль увеличить? Есть два универсальных способа:

  • 1. При тех же расходах выполнять больше заказов, тогда увеличится общая сумма маржинальнго дохода и соответственно вырастит Ваша прибыль.
  • 2. Увеличить маржинальный доход одного заказа. Здесь два пути:
    • 2.1. Ставить более высокую цену т.е. умножать затраты на материалы не на 2,3 например на 2,5. Этот способ не подходит так как конкуренцию составляют «гаражники».
    • 2.2 Сокращать затраты. Платить меньше за аренду, покупать материалы по более низким ценам и т. п.

В принципе то, что описано выше написано в любом учебнике по экономике предприятия.

Что касается Вашего вопроса по начислению заработной платы. В принципе схема оплаты труда, которую Вы описали понятна и проста, а главное она мотивирует работников выполнять работу. Что касается процента — большой он или маленький — надо смотреть более подробно ситуацию с более детальными цифрами, тут я подсказать не могу, не владея достоверной информацией.

Вообще более правильно было бы завязать работников производства на выполненные работы. Например изготовить 1 п.м. кухни — 1000 руб. Сделала бригада 5 пог м. кухни получили 5000 руб, а уж из какого материала она сделана, дорогого или нет, в этом случае, не важно. В этом примере исчезнет прямая зависимость между ростом стоимости материалов и заработной платы.

Надеюсь Вам помог. Роман.

3 Комментариев

  1. Прохожий:

    Имею сказать:
    1. Возможно у вас неполная информация о деятельности ваших друзей-конкурентов, Дмитрий. Возможно Вы ООО, а они ИП /ЧП (на вмененнке,патенте), или вообще - 100% теневики. Отсюда экономия, позволяющая им все покупать не напрягаясь за наличные (т.е. за счет собственных оборотных средств), а Вам - только заемными (кредитными) средствами. Далее - вероятнее всего экономия на т.наз.”зарплатных” налогах - при неучтенной зарплате(частично или полностью) - схем разного уровня “авантюрности” хватает. Может быть - работа под крышей законного льготного налогообложения (инвалиды, Союзы Меча и Орала (силовики - религия - спортсмены).Не исключаются варианты СП силами учреждений исправительной системы - очень знаете-ли “тяготеют” к мебельному и деревообработке (раб.сила и фонды - почти даром).
    2. Роман все верно изложил, с учетом полноты Ваших данных. Правда, не согласен с его предложением прямой зависимости зарплаты от метража. Стоимость материала (а мебельное пр-во - достаточно материалоемкое) уже предопределяет ценовой уровень готовой продукции. Тем более чем дороже материал -тем выше цена (гарнитур из сосны и из карельской березы - наверно стоят по разному). Да и квалификация (оплата) работника на задействованного на дорогом материале должна быть выше.
    3. Возможность демпинга ценами у Вас исключена в существующих условиях. Выходы могут быть разные это:
    - анализ продукции по “маржинальности” (доходности)и уд.весу в формировании дохода,
    - специализация(сокращение ассортимента выпускаемой продукции),
    - активный поиск заменителей материалов (на более дешевые при соотв.качестве что маловероятно),
    - приобретение высокопроизводительного широкоуниверсального оборудования (затратно),
    - изменение налогообложения (из ООО в ИП или в теневики),
    - вхождение членом в одну из орг-ций льготируемых по налогам,
    - совершенствование технологии производства (техническое нормирование операций),
    - поиск более дешевых арендных площадей,
    - сокращение персонала и/или поиск гастарбайтеров “на все руки мастеров” (за копейку канарейку, чтобы пела и не ела)…

  2. Прохожий:

    И еще где Вы приобретаете сырье (материалы, фурнитуру, метизы)? Похоже Ваша предпринимательская и человеческая честность сыграла с Вами шутку. Наверное Ваши удачливые коллеги берут второ-третье-сортное сырье, а изделия из них выдают за Люксовые. Один мой приятель так работал с чайной посудой (в лихие 90-е) - на одной известной фабрике получал сервизы из изолятора брака, и 3-й сорт по ценам боя-лома, а продавал как 1 сорт и по ценам сами понимаете каким, причем люди с руками отрывали… через полгода из нищего инженеГра заштатного НИИ (с окладом жалованья от получки до аванса) стал широко известным в узких кругах Че-Э-ком… Фабрике той - каюк… давно…

  3. Наталья:

    Добрый день! У нас такая же ситуация как у Романа!!!

Оставить комментарий