Экономическая теория. Два подхода к определению цены
Экономическая теория. Два подхода к определению цены. В экономической теории существует два взгляда на то, что является основной для определения цены товара: «стоимость» или «полезность». |
|
Чем определяется размер цены товара? Это — самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенное столкновение двух диаметрально противоположных подходов.
Первый представлен «стоимостной» концепцией ценообразования, наиболее полно разработанной К. Марксом в его учении об абстрактном труде как объективном содержании стоимости. Суть этой концепции в следующем: товар имеет «стоимость» и «цену».
Стоимость — это воплощенные в товаре общественно-полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А так как всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно-однородными, а значит, сопоставимыми и соизмеримыми. Понятно, что при таком подходе труд, воплощенный в товарах, становится также качественно-однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики (в экономической теории такой труд принято называть «абстрактным»).
Следовательно, отношение стоимостей различных товаров есть отношение представленных в каждом из них величин абстрактного труда. Эти величины и предопределяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).
Что касается «цены» товара, то она есть лишь денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции, но совокупная стоимость всех товаров равна общей сумме их денежных цен.
|
Второй подход объясняет цену товара как сумму денежных затрат производителя в наилучшем (оптимальном) варианте использования производственных ресурсов. Однако рыночная цена товара зависит не столько от самих затрат производителя, сколько от оценки полезного эффекта этих затрат покупателем. Это значит, что, в отличие от стоимостного подхода, цена есть только оценка покупателем полезности данного товара. В этом случае цена становится самостоятельной (внестоимостной) величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены нет нужды в стоимости.
Таким образом, спор между двумя подходами сводится к следующему: что определяет цену товара — «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара своеобразной «функцией» его стоимости, или, напротив, стоимость есть функция полезности товара?
Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность (полезность товара).
Оставить комментарий